Вы находитесь: Главная страница > Сочинения по русской литературе > Тютчев Федор > «Мысль изреченная есть ложь » (поэзия Федора Тютчева)

Сочинение ««Мысль изреченная есть ложь » (поэзия Федора Тютчева)»

Поэзия Ф. Тютчева — особое явление в русской литературе. Она очень богата нюансами, которые необходимо понять для полноценного восприятия творчества автора. Собственно, часто эти нюансы лежат в внелитературной плоскости. Например, Тютчев принципиально не воспринимал себя как профессионального литератора и относился к своим произведениям с определенным пренебрежением. Для понимания любовной лирики — важно знать некоторые факты о биографии поэта, в частности, историю его взаимоотношений с Еленой Денисьевой. И профессиональная деятельность, и жизненный путь, и многое другое важны для понимания творчества Тютчева. Но с другой стороны, не так важно их интерпретировать, ведь эта интерпретация все равно не будет исчерпывающей, важно их понимать и ощущать. Особенно же ощущать — так как сам поэт не опирается на понимание мира. Впрочем, это не делает стихи Тютчева весьма эмоциональными, даже больше — сентиментальными. Лирика Тютчева — философская. Я как читатель выявил для себя странный литературоведческий парадокс: философская лирика Тютчева — философская, интимная лирика Тютчева — философская, пейзажная лирика Тютчева — философская. Балансируя между философией как системой знаний и философией как способом ощущения, Федор Тютчев создает свой особый художественный мир, свой стиль, целостный массив поэтических текстов. Поэтический мир Тютчева затрагивает почти все, что видит поэт, он целиком завершенный, хотя и не всегда гармонический. Переживание относительно эпохи, окружающих людей и общественных событий не оставляют поэта, такой приговор он выносит и всему времени: * Молчи, прошу, не смей меня будить. * В этот век преступный и постыдный * Не жить, не чувствовать — удел завидный… * Отрадно спать, отрадней камнем быть. Слова Тютчева становятся афоризмами, звучат каким-то народным обобщенным голосом: * Умом Россию не понять, * Аршином общим не измерить: * В ней особенная стать — * В Россию можно только верить. Конечно, не только общественные события попадают в поле зрения автора. Призыв к особому молчанию повторяется рефреном. Но он является фактически лишь призывом не говорить прямо, не высказывать мысли, а доносить их другим способом — путем символов, эмоционального влияния. Недоговоренность в произведениях Тютчева кажется более выразительной, чем многословные объяснения других. Кто такой поэт? Каково его предназначение? Фактически каждый отдельный его текст, если взять его вне творческого или биографического контекста, вне художественного мира — становится неполным, будто частичка пазла, дает только намек, но не отображает картины полностью. Любовь, одно из самых главных и загадочных чувств, так же подвергается философскому осмыслению. Очень известны строки — «О, как убийственно мы любим…», а есть такие:
* В разлуке есть высокое значенье: * Как ни люби, хоть день один, хоть век, * Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье, * И рано ль, поздно ль пробужденье, * Но должен наконец проснутся человек… Главным же объектом философии Тютчева остается Природа: * Природа знать не знает о былом, * Ей чужды наши призрачные годы, * И перед ней мы грустно сознаем * Себя самых — лишь грезою природы. * Поочередно всех своих детей, * Свершающих свой подвиг бесполезный, * Она равно приветствует своей * Всепоглощающей и миротворной бездной. Но здесь природа — не совокупность пейзажей, а определенная мистическая сила, закон. Тем не менее поэзии Ф. Тютчева лично мне кажутся источниками большой правды, которая не высказана, совсем нет, но «навеянная», а главное прочувствованная автором и от того только еще доступнее для восприятия читателем.

Наиболее просматриваемые сочинения из этой категории: