Вы находитесь: Главная страница > Сочинения по русской литературе > Тютчев Федор > ЛЮБОВЬ КАК «ПОЕДИНОК РОКОВОЙ» В ЛИРИКЕ

Сочинение «ЛЮБОВЬ КАК «ПОЕДИНОК РОКОВОЙ» В ЛИРИКЕ»

Этот «всемогущий рычаг» двигает и Ф. И. Тютчева. Тютчев — поэт любви! Но любовь у него не тиха, не спокойна, не блаженна, как у Гончарова в романе «Обломов», Основной идеей творчества Тютчева является противопоставление хаоса и космоса: под этим углом у Тютчева показана любовь. Хочу привести слова В. Соловьева: «Но и сам Гете не чувствовал так сильно ту таинственную основу всякой жизни — природной и человеческой — основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества...» Уж не любовь ли это? «Таинственная осноэа всякой жизни»?  Любовь, любовь — гласит преданье —  Союз души с душой родной —  Их съединенье, сочетанье,  И роковое их слиянье,  И... поединок роковой...  Эти строки из стихотворения Ф. И. Тютчева «Предопределение». Здесь мы видим любовь в понимании поэта. Хочу обратить внимание на сильную паузу после союза «и»: таким образом Тютчев выделяет основные слова стихотворения «поединок роковой». Он как бы обрушивает их на нас, как бы говорит, что возражений этому определению нет и быть не может! В этом стихотворении поединок любви предстает нам борьбой двух душ, с одной стороны, родных, а с другой — противостоящих друг другу. А как это отражено с точки зрения эвфонии? Здесь преобладают звуки «л», «м», «р», «о», «е», «и», которые одновременно представляют вещи нежные, мягкие и громкие, страшные, мрачные. Мы опять видим противопоставление, поединок.  А теперь я хочу разобрать стихотворение, в котором мы видим поединок любви и судьбы. Конечно, мы не можем точно говорить о борьбе любви с судьбой, так как любовь и судьба одновременно и соединяются, и противопоставляются.  ...О, оглянися, о, постой,  Куда бежать, зачем бежать?..  Любовь осталась за тобой,  Где ж в мире лучшего сыскать?..  Здесь Тютчев, можно сказать, осуждает человека за его ненасытность: человеку дано высшее благо — любовь, а он еще куда-то бежит, чего-то хочет. Поэт показывает, что человек все равно бессилен перед любовью, перед судьбой:  ...Из края в край, из града в град  Судьба, как вихрь, людей метет,  И рад ли ты, или не рад,  Что нужды ей?.. Вперед, вперед!..  И чтобы усилить этот роковой смысл роковой любви, Тютчев использовал в этом стихотворении кольцевую композицию.  Действительно, роковой для жизни любовь предстает перед нами в стихотворении «Близнецы». Вспомните его последние строки:  И кто в избытке ощущений,  Когда кипит и стынет кровь,  Не ведал ваших искушений —  Самоубийство и Любовь!  Вот уж точно, что любовь может привести к самоубийству. Поэтому Тютчев не случайно называет их близнецами. При этом одни близнецы — Смерть и Сон — противопоставляются другим близнецам — Самоубийству и Любви. Вот он опять — «поединок роковой»!
   Продолжая тему объединения, хочу обратить внимание на стихотворение «Два единства»:  «Единство, — возвестил оракул наших дней, —  Быть может спаяно железом лишь и кровью...»  Но мы попробуем спаять его любовью, —  А там увидим, что прочней...  Здесь любовь, конечно, не роковая. Но я хочу показать поединок «железа, крови» и любви. В этом стихотворении Тютчев говорит о франко-прусской войне («кровь льется через край...») и призывает к миру — к любви! Что можно сказать об эвфонии: [жъл'э'зъ, кро'в' и л'убо'в']. В первых двух словах преобладают мрачные и страшные вещи: звуки «р», «ж», «я»; а в слове «любовь» звуки «л», «в», «о» обозначают вещи мягкие и нежные — мы видим противопоставление...  А почему же Тютчев пишет о роковой любви, почему не о любви мягкой и спокойной? Мы знаем, что поэт много раз любил, и, очевидно, он от этого страдает, любовь для него — «роковой поединок» двух душ. Например:  ...Не верь, не верь поэту, дева;  Его своим ты не зови —  И пуще пламенного гнева  Страшись поэтовой любви!..  Очевидно, здесь Тютчев пишет про себя самого; рассказывает о своей любви — «пламенном гневе», роковом «гневе».  Сейчас я хочу разобрать еще одно автобиографическое стихотворение Тютчева, связанное с любовью поэта к Е. А. Денисьевой. Это мое любимое стихотворение «О, как убийственно мы любим...». Здесь поэт говорит о том, что любовь не вечна и что ее нужно охранять, иначе она умрет:  Год не прошел — спроси и сведай,  Что уцелело от нея?  Также Тютчев показывает, как прекрасное чувство любовь может стать роковым для человека:  Судьбы ужасным приговором  Твоя любовь для ней была,  И незаслуженным позором  На жизнь ее она легла!  Таким образом, в этом стихотворении мы видим «роковой поединок» любви в душе поэта: он хочет любить, не боится обжечься, не желает делать кому-либо больно. А теперь я хочу сказать о том, что любовь у Тютчева становится роковой именно из-за его хаоса-космоса, из-за его двойного бытия. В этом самом двоемерии, которое, надо сказать, является и основным мотивом лирики Фета, любовь у Тютчева тоже раздваивается и начинает бороться сама с собой: с одной стороны, тютчевская любовь ласковая и нежная, а с другой — страшная, губящая людей, роковая... В связи с этими мотивами хаоса, двойного бытия последним стихотворением, которое я бы хотела разобрать, будет «О вещая душа моя!..». Может показаться, что это стихотворение не связано с любовью, но ведь «сердце, полное тревоги, бьется на пороге как бы двойного бытия»?!  ...Так, ты жилица двух миров...  Вот она, наша душа, которая все время мечется в двойном бытии, мечется из-за «рокового поединка» любви. Выражение любви в этом стихотворении мы найдем и в эвфонии: преобладают звуки  «е», «о», «а», «л», «в», «н», «ш», «ж», которые обозначают нежные, ласковые, любовные вещи и в то же время вещи великие, глубинные, всеобъемлющие — хаос.  Таким образом, подводя итог, хочу сказать, что любовь как «роковой поединок» пронизывает все творчество Тютчева, всю его душу. Из любви как «рокового поединка» у Тютчева выросла вся любовная лирика Блока, Цветаевой. Вот какое наследие подарил нам великий поэт!  Поистине «любовь с силою Архимедова рычага движет миром». Она «двигала» Фета, Тютчева, потом Блока и до сих пор «двигает» всех нас. Ведь в нашей жизни любовь — тоже «поединок роковой».

Наиболее просматриваемые сочинения из этой категории: